Украина, г. Харьков, 61010,

ул. Маломясницкая, 2

Тел. +38 (057) 752-01-01,

+38 (057) 758-64-13

http://xcc.kharkov.ua/metrostroj/

kharkivmetrobud@rambler.ru

Написать письмо

Строительство Харьковского метрополитена

За 40 летний период работы "Харьковметростроем" было сооружено и сдано в эксплуатацию 28 станций Харьковского метрополитена протяженностью 36,5км, диаметром 5,5 м в 2-х путном исчислении, в том числе:

1-я очередь – «Холодногорско – заводская», протяженностью 17,9км с 13 станциями. Из них закрытым щитовым способом пройдено 10,4км.

2-я очередь – «Салтовская», протяженностью 10,7км с 8 станциями. Из них закрытым щитовым способом пройдено – 5,9км.

3-я очередь «Алексеевская», протяженностью 7,9км с 7 станциями. Из них закрытым щитовым способом пройдено 7,3км.

Все 3 линии метрополитена сооружались в сложных гидрогеологических условиях в мощной толще осадочных отложений с аллювиальными и лессовидными породами, которые пересекались водоносными горизонтами разной мощности со значительным водопротоком.

Так на участке перегона между станциями «Архитектора Бекетова» и «Площадь Восстания» тоннели сооружались на незначительной глубине под рекой Харьков. Дно реки глубиной 4 – 5 метров представлено мелкозернистыми илистыми песками мощностью свыше 3м расположенных на трещиноватых глинах и «бучакских» песках напорного водоносного горизонта.

В этих условиях на участке протяженностью 150 п/м использовалось 3 вида специальных работ, в том числе:

  1. Замораживание грунтов верхнего водоносного (илистого) горизонта и ложа реки над сводом тоннеля. Для этого была отсыпана плотина, перекрывшая реку с устройством водосборных труб. С плотины были забурены замораживающие скважины. Замораживание велось 6-ю компрессорами АМ-200.
  2. С плотины были также забурены скважины глубинного водопонижения для снятия воды напорного нижнего горизонта;
  3. Проходка тоннелей под рекой осуществлялась в кессоне с избыточным давлением воздуха 1,2 ÷ 1,4 атм, как предохраняющим средством для безопасного ведения работ под рекой.

Заслуживает внимания сооружения перегона между станциями «Метростроителей» и «Площадь Восстания», где тоннели проходили под вентсбойкой действующей станции «Спортивная» в обводненных песках. Для снятия водопритока в лотковой части сооружаемых тоннелей были пробурены водоотводящие скважины длиной 25м с последующей установкой фильтров. Сам тоннель сооружался с наращенным «козырьком» щита и с «переборкой» забоя по одной доске через «гребенчатое» устройство на щите. Все работы выполнялись без остановки движения поездов по действующей станции «Спортивная».